Раздельный учет по Гособоронзаказу

Автор статьи: Анастасия Ганичева, 29.05.2024
Исполнение гособоронзаказа находится под строгим контролем Минобороны, ФАС и Прокуратуры. Каждому исполнителю ГОЗ предписано вести раздельный учет по каждому государственному контракту. Этот вид учета отличается от привычного раздельного учета, например, с НДС. Он включает регистрацию итогов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту с детализацией по статьям расходов и ресурсам. Все предприятия, реализующие государственный оборонный заказ, обязаны соблюдать такие правила. Раздельный учет по ГОЗ существенно отличается от бухгалтерского учета: он имеет другой состав затрат, иной порядок распределения накладных расходов и специфическое определение финансового результата. Подробности об учетных нюансах ГОЗ и нормативные документы, регулирующие этот процесс, можно найти в этой статье.

Кто обязан вести раздельный учет по ГОЗ:

Головные исполнители, то есть юридические лица, заключившие контракты с госзаказчиком по ГОЗ, обязаны вести раздельный учет. Помимо них, исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя и заключившие контракты с ним или с другими исполнителями, также обязаны соблюдать это требование.

Обязанность вести раздельный учет:

Согласно закону № 275-ФЗ, головные исполнители и исполнители должны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту.

Уровни кооперации:

Обязанность ведения раздельного учета распространяется на всех исполнителей, вне зависимости от их уровня кооперации — будь то второй, третий или любой другой уровень.

Нормативные акты:

Обязанность ведения раздельного учета закреплена в законе № 275-ФЗ и постановлении Правительства РФ № 47. Статья 3 закона № 275-ФЗ прямо указывает на необходимость ведения раздельного учета для всех исполнителей, входящих в кооперацию головного исполнителя.

Необходимость раздельного учета по гособоронзаказам

Исполнители ГОЗ в рамках исполнения госконтракта осуществляют поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. Эти поставки, работы и услуги предназначены для федеральных нужд и производятся в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также для сотрудничества с иностранными государствами в военно-технической области.

Особая значимость поставок и услуг в рамках ГОЗ требует от исполнителей:

  • Предусмотреть отдельные аналитические счета для учета расходов по каждому госконтракту.

  • При расчете себестоимости единицы продукции по ГОЗ ориентироваться на статьи калькуляции, указанные в п. 1 Порядка, утвержденного приказом Минпромторга России от 08.02.2019 № 334.

  • Формировать список общепроизводственных, общехозяйственных и иных типов затрат с учетом составов затрат, приведенных в приложениях № 2–6 к Порядку по приказу № 334.

  • Учитывать иные расчетно-калькуляционные аспекты, предусмотренные условиями госконтрактов и нормативной документацией, применяемой в сфере ГОЗ.

Детализированный учет доходов и расходов позволяет исполнителям ГОЗ:

  • Отчитаться перед заказчиком.

  • Обосновать расходование бюджетных средств.

Методика раздельного учета затрат по государственным контрактам:

Ознакомление с методикой раздельного учета затрат по государственным контрактам важно для соблюдения всех требований и норм.


Начало ведения раздельного учета по ГОЗ предполагает несколько важных шагов. Прежде всего, следует уделить особое внимание учетной политике, которая подвергается тщательному анализу как военпредом, так и представителями ФАС. Кроме того, значимы внутренние локальные акты, которые систематизируют и упорядочивают процесс формирования учета и отчетов, необходимых для контролирующих органов. Очень важно четко описать процесс и результаты ведения раздельного учета, при этом ссылаясь на соответствующие правила и специальное законодательство, регулирующее сферу государственного оборонного заказа.


Важными документами, определяющими процесс ГОЗ, являются следующие:


  • Закон № 275-ФЗ;

  • Закон № 390-ФЗ;

  • Приказ Минфина № 210н;

  • Приказ Минпромторга № 334;

  • Постановление Правительства № 1465;

  • Постановление Правительства № 47 с учетом всех изменений и дополнений.

Содержание этих документов раскрывает суть и значение раздельного учета по ГОЗ. Они предоставляют информацию о детализированном бухгалтерском учете, который предполагает фиксацию оперативных результатов по различным аналитическим счетам, а также подробное отражение расходов по каждому контракту.


Организация аналитического учета по гособоронзаказам

Организация аналитического учета по гособоронзаказам является неотъемлемой частью процесса выполнения ГОЗ. Этот процесс требует от исполнителя не только внимательного контроля, но и систематизации затрат в рамках бухгалтерского учета. Для этого применяются различные счета, отражающие как прямые, так и косвенные расходы, включая счета 20, 25 и 26. Помимо этого, важно учитывать выручку и другие соответствующие счета.


Чтобы обеспечить более детальный анализ и контроль расходов, используются уровни аналитики (субконто или субсчета). Аналитические счета первого порядка позволяют персонифицировать затраты по каждому госконтракту, что облегчает последующий анализ. Аналитические счета второго порядка, в свою очередь, позволяют разделить расходы в рамках каждого контракта по видам, учитывая специфику выполнения каждого ГОЗ.


Примером формирования уровней аналитики может служить создание субконто к счету 20, который отражает основное производство, с дополнительной спецификацией, например, "ГОЗ № 141618720010200000025000/МПЗ", что позволяет четко идентифицировать затраты в рамках конкретного госконтракта по конкретной категории расходов.


Как вести учет расходов по гособоронзаказу

При организации учета расходов по гособоронзаказу следует придерживаться определенных принципов и процедур:


Отражение прямых затрат: Прямые затраты по гособоронзаказу регистрируются на счете 20 "Основное производство", корреспондируясь с соответствующими счетами, такими как 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и другими.


Учет общепроизводственных расходов: Общепроизводственные расходы могут накапливаться ежемесячно на счете 25 или 26 и затем списываться в дебет счета 20 или 90.2, в зависимости от выбранного метода учета.


Учет общехозяйственных расходов: Расходы, накопленные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", списываются в дебет счета 90.8 в том же отчетном периоде, в котором они были понесены.


Распределение косвенных расходов: Косвенные расходы по каждому госконтракту распределяются пропорционально базе распределения, утвержденной в учетной политике.


Исполнители гособоронзаказов должны уделить внимание составу общепроизводственных и общехозяйственных расходов, предписанных приказом № 334. В этот список включены различные затраты, такие как амортизация оборудования, содержание персонала, внутризаводские процессы, рационализаторство, охрана труда и другие общепроизводственные и управленческие расходы. Важно отметить, что некоторые расходы, типичные для коммерческих предприятий, отсутствуют в этом перечне, такие как расходы на страхование, рекламу и представительские мероприятия. При учете затрат по гособоронзаказам следует опираться на утвержденные сметы и калькуляции, а отклонения, влияющие на цену контракта, требуют согласования с заказчиком.


Автоматизация раздельного учета по ГОЗ

Принятие решения о том, следует ли автоматизировать раздельный учет по гособоронзаказам или вести его вручную, является ключевым шагом в организации учетных процессов.

При решении об автоматизации учета необходимо тщательно подходить к выбору бухгалтерской программы, учитывая специфику учета в рамках гособоронзаказов.

В процессе автоматизации создаются отдельные аналитические счета для учета различных параметров каждого контракта, таких как расходы, доходы, активы и обязательства.

Алгоритмы включения накладных расходов в себестоимость и их пропорционального распределения по срокам исполнения контракта разрабатываются для обеспечения точности учета.

Для более детального анализа и учета используются субсчета первого и второго порядка, которые идентифицируют затраты по каждому госконтракту и разделяют их по различным видам расходов в рамках каждого контракта.


Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»

Программа "1С" представляет собой эффективное средство для автоматизации учетных процессов, в том числе раздельного учета при выполнении гособоронзаказов.

Для успешной настройки раздельного учета в "1С" необходимо согласование параметров программы с методами и способами, утвержденными в учетной политике организации.

Основные этапы настройки "1С" включают определение прямых и косвенных расходов в учетной политике, их внесение в программу для автоматического распределения на соответствующие счета, а также выбор метода распределения затрат.

Настройки программы "1С" могут быть индивидуальными, учитывая версию программы и требования организации, а также дополнительные функции могут быть внедрены через специализированные конфигурации, например, 1С:275ФЗ.
Появились вопросы? Скорее всего, похожая тема уже есть на форуме. Если нет — создавайте новую тему и профессиональное сообщество даст ответ!
Статьи из этого раздела