Подписаться на рассылку
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете право на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Гособоронзаказ будут выполнять в долг

Основным кредитором ОПК станет Промсвязьбанк

В течение трех ближайших лет значительная часть средств для выполнения оборонной промышленностью заданий гособоронзаказа – не менее 360 млрд руб. – будет привлечена у банков. Главным кредитором оборонно-промышленного комплекса (ОПК) станет Промсвязьбанк. Это второй в постсоветской истории случай, когда государство из-за нехватки средств в текущем бюджете прибегает к такой схеме финансирования расходов на вооружения.

Впервые о том, что государство нашло средства для выполнения планов по перевооружению, 27 ноября 2020 г. на заседании коллегии Минобороны сообщил министр Сергей Шойгу. «Для достижения требуемого уровня оснащения войск Министерство обороны совместно с Минфином и Минпромторгом разработало схемы финансирования государственных контрактов за счет привлечения целевых кредитов и их возврата в 2024–2027 гг.», – заявил он.

Главным кредитором предприятий оборонной промышленности по этой программе будет Промсвязьбанк, ставший в прошлом году опорным банком ОПК в соответствии с законом о гособоронзаказе, говорит менеджер предприятия оборонной промышленности. Этот особый статус банк получил, чтобы иметь возможность обслуживать предприятия ОПК в закрытом режиме из-за угрозы санкций.

По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, если исходить из того, что расходы на вооружения (закупку, ремонт и модернизацию, а также НИОКР) Минобороны в 2021–2023 гг. планировались примерно на том же уровне, что и ранее, – 1,2 трлн в год, но Министерству финансов удалось настоять на сокращении расходов Минобороны на 10% и расходы на вооружения будут сокращены пропорционально, то объем кредитов может составить не менее 360 млрд руб. за три года. В 2011–2013 гг., во время первой итерации «кредитной схемы», объем выданных для выполнения заданий гособоронзаказа кредитов составил 439 млрд руб., а к 2016 г., когда кредитование было решено остановить, – уже более 1,5 трлн руб., напоминает Макиенко (большая часть кредитов – около 900 млрд руб. – тогда приходилась на ВТБ). Исходя из этих оценок 360 млрд руб. на 2021–2023 гг. можно считать нижней границей, заключает эксперт. Что касается экономической целесообразности самой схемы, то лучше, считает Макиенко, реализовать ее, чем «оставить российскую оборонную промышленность без необходимых средств в момент острой международной обстановки, сокращения внешних рынков сбыта и экономической стагнации в самой стране». Восстановить промышленность еще раз, если сейчас отрезать ей финансирование, как в 90-е, будет значительно сложнее, объясняет он.

В 2011 г. кредитную схему запустили потому, что заложенных в бюджете средств не хватало для равномерного выполнения амбициозной госпрограммы вооружений 2011–2020 гг. (ГПВ-2020), которую оценили в 20 трлн руб., говорит бывший сотрудник Минобороны. Основные расходы по этой ГПВ, как обычно, отложили на конец периода и применение кредитной схемы позволило сделать саму программу более реалистичной, продолжает он. При этом долги перед банками были погашены правительством досрочно, хотя для самих банков это было невыгодно – они теряли расписанные на годы вперед платежи, вспоминает он.

13.12.2020
Текст: Алексей Никольский
Появились вопросы? Скорее всего, похожая тема уже есть на форуме. Если нет — создавайте новую тему и профессиональное сообщество даст ответ!

Новости на похожую тему

Подпишитесь на новостную рассылку и будьте в курсе всех законодательных изменений
Подписаться на рассылку
Подписаться на рассылку
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете право на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности