Ценообразование на продукцию ГОЗ

Приглашаем на бесплатный вебинар «Гособоронзаказ - 2024 для начинающих»
от практика с 20-летним стажем Анастасии Ганичевой
Принять участие в вебинаре
Возникли трудности или вопросы? Оставьте заявку для консультации с нашим специалистом и вам помогут подобрать верное решение
Автор статьи: Анастасия Ганичева, 26.04.2023
Ценообразование - важнейшая часть работы с гособоронзаказом. Ошибки при ценообразовании на продукцию ГОЗ могут сделать вашу работу бессмысленной или даже убыточной, тогда как правильное ценообразование обеспечит вам достойный результат.


Конечно, государство вовсю регулирует этот процесс. Каким бы видом деятельности вы ни занимались, какую бы продукцию\работы\услуги по ГОЗ ни поставляли - вы обязаны формировать цену в соответствии с применимым к вам регламентом.

Основной документ, регламентирующий механизмы госрегулирования цен на продукцию по ГОЗ и методы ценообразования - Постановление Правительства РФ от от 02.12.2017 №1465. Данный документ обязателен к прочтению всем исполнителям ГОЗ и планирующим ими стать.

Из него вы можете узнать:

  • какой метод цены нужно использовать на вашем предприятии;
  • в каком порядке осуществлять перевод цены из ориентировочной в фиксированную;
  • на какую прибыль вы можете рассчитывать;
И множество других ответов на животрепещущие вопросы.

Данное Постановление обязательно к прочтению всем нынешним и будущим участникам ГОЗ.

Также важный документ для тех, кто не хочет работать в убыток - Приказу Минпромторга №334 от 08.02.2019 г. В Приложении 1 к нему, например, закреплен список допустимых затрат по ГОЗ по статьям калькуляции.



Методы определения цены на продукцию по ГОЗ


Вышеупомянутое Постановление Правительства №1465 предлагает нам следующие варианты ценообразования:

1. Метод сравнимой цены
Этот метод является приоритетным. Именно им вы должны оценить возможность воспользоваться в первую очередь. А уж если он к вам неприменим - только тогда читайте дальше.

Суть метода проста - стоимость не должна превышать цену на сравнимую продукцию, которая установилась на рынке. Если производимые вами товары, работы, услуги представлены на рынке не только вами - вы можете сравнить цену на свою продукцию с ценой на такую же или или аналогичную продукцию. При таком методе прибыль не ограничена.


2. Метод анализа рыночных индикаторов

В этом случае стоимость рассчитывается на основе биржевой цены или в соответствии с данным Росстата, если такая цена или данные существуют.

Для получения стоимости на основе биржевой цены берется ее среднее значение за период не более 45 дней до момента определения цены контракта.

Если же стоимость рассчитывается на основе данных Росстата, используется статистика периода не более чем в 3 месяца до момента определения цены контракта.

Важно отметить, что этот метод НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ при закупке вооружений и военной техники.


3. Затратный метод

Метод используется ТОЛЬКО в случае, если вышеперечисленные рыночные методы не применимы.

Суть метода - стоимость определяется как сумма затрат и прибыли исполнителя.

При этом затраты могут включаться в стоимость на основании:

  • плановых затрат;
  • фактических затрат предыдущих периодов;
  • затрат на производство продукции, имеющей сопоставимые свойства и характеристики;
  • ранее заключенного контракта на аналогичную продукцию с учетом различий в производстве продукции.

Если данный метод применяется к долгосрочному контракту, цена на второй и последующий годы рассчитывается либо с применением индексации базовой цены, либо при помощи индексации статей затрат.

Какие расходы можно обоснованно включать в состав себестоимости продукции по ГОЗ

Если говорить о затратном методе, первый вопрос, который встает у большинства исполнителей - а что нам можно в себестоимость-то включать?

На этот вопрос отвечает вышеупомянутое Приложение 1 к Приказу Минпромторга №334. В калькуляцию себестоимости включаются следующие затраты:

4. Прямые затраты

  • Материальные затраты, в т.ч.:
  • приобретение сырья, материалов, вспомогательных материалов, комплектующих и полуфабрикатов, используемых при производстве продукции;
  • транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением, доставкой и хранением материальных ресурсов;
  • транспортные услуги, страхование грузов, таможенные пошлины;
  • возвратные отходы;
  • работы и услуги производственного характера сторонних организаций;
  • топливо и энергия на технологические цели;
  • тара и упаковка.
  • Расходы на оплату труда, в т.ч.:
  • основная заработная плата основных производственных рабочих, инженерно-технических и иных работников, непосредственно занятых в производстве продукции (зарплата, премии, надбавки и др.);
  • дополнительная заработная плата тех же сотрудников (отчисления в резерв на оплату отпусков и т.п.).
  • Страховые взносы
  • Подготовка и освоение производства
  • Специальная технологическая оснастка
  • Специальные затраты, в т.ч.:
  • содержание испытательных лабораторий;
  • изготовление техдокументации;
  • устранение выявленных недостатков;
  • иные спецрасходы, перечисленные в приложении 4 к приказу №334.
  • Командировочные расходы
  • Прочие прямые затраты


    5. Распределяемые затраты
  • Общепроизводственные затраты, связанные с управлением и обслуживанием производств;
  • Общехозяйственные затраты, связанные с управлением деятельностью всей организации.
…А какие расходы включать не стоит

Об этом нам опять же рассказывает Приказ №334, но теперь п. 23.

Согласно данному пункту, в себестоимость НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ следующие расходы:

  • представительские расходы;
  • на участие в выставках;
  • на рекламу и сувенирную продукцию; на участие в семинарах, конференциях, симпозиумах, не связанных с гособоронзаказом;
  • на зарубежные командировки;
  • добровольное медицинское и пенсионное страхование работников свыше 3% от суммы расходов на оплату труда, если включение таких расходов приведет к росту цены продукции более чем на 0,5%;
  • капитальные вложения по приобретению или созданию основных средств и НМА;
  • содержание обслуживающих производств и хозяйств, не связанных с исполнением ГОЗ: организации ЖКХ, мастерские бытового обслуживания, столовые и буфеты (кроме тех, которые обслуживают трудовой коллектив), детские дошкольные учреждения, дома отдыха, санатории, иные оздоровительные или культурно-просветительские учреждения.
Эти расходы вы оплачиваете из собственной прибыли или иных источников, не связанных с ГОЗ.

Как же рассчитать себестоимость и цену изготовления продукции по ГОЗ?

Если мы, опять же, говорим о затратном методе - для расчета цены вы считаете свои плановые затраты на материалы, зарплату, накладные расходы, услуги сторонних организаций и пр.

И к каждой из этих статей затрат прибавляете нормированную прибыль по следующему алгоритму:

Не более 1% от плановых привнесенных затрат плюс не более 25%, но не менее 10% собственных затрат организации.

Привнесенными затратами считаются затраты на приобретение товаров, работ, услуг у сторонних организаций, а также оплату налогов и сборов, связанных с приобретением вышеперечисленного, которые включаются в себестоимость продукции по ГОЗ в составе прямых затрат.

Данный размер прибыли определяется п. 54 Постановления Правительства №1465.

Для головных исполнителей, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции 20% и более, плановая рентабельность составляет не менее 5%.

Подробнее механизм расчета себестоимости и прибыли мы рассмотрели в нашей статье "Рентабельность в ГОЗ"


Помните, грамотное ценообразование - основа вашей успешной и прибыльной работы в ГОЗ.


Появились вопросы? Скорее всего, похожая тема уже есть на форуме. Если нет — создавайте новую тему и профессиональное сообщество даст ответ!
Статьи из этого раздела