Статьи

Размер аванса по государственному оборонному заказу

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) – это система закупок, направленная на реализацию программ в области обороны и обеспечения национальной безопасности страны.

В рамках ГОЗ осуществляется поставка вооружения, военной техники, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также оказание различных услуг для нужд армии и силовых ведомств, от логистики до обеспечения питания личного состава.

Главным заказчиком в системе ГОЗ выступает Министерство обороны РФ, а также крупные государственные корпорации, задействованные в оборонно-промышленном комплексе.

Одним из ключевых элементов системы ГОЗ является порядок финансирования, а именно предоставление авансовых платежей исполнителям.

Размер аванса по государственному оборонному заказу играет важную роль в обеспечении устойчивости производственного процесса, особенно в высокотехнологичных и капиталоемких проектах, характерных для оборонной сферы.

От уровня авансирования зависит способность предприятий своевременно закупать сырье, комплектующие, оплачивать труд сотрудников и обеспечивать бесперебойную реализацию контрактов.

В статье расскажем каким образом устанавливается размер аванса по ГОЗ, какие нормативные документы это регулируют, и какие изменения произошли в последние годы в этой отрасли.

Нормативные акты

Правовое регулирование государственного оборонного заказа осуществляется рядом нормативных правовых актов, главными из которых являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе". Это базовый документ, который определяет правовые, экономические и организационные основы формирования и исполнения ГОЗ. Закон устанавливает порядок заключения, исполнения и контроля за государственными контрактами в рамках оборонного заказа.

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации. Определяет порядок финансирования расходов, связанных с государственным оборонным заказом, в том числе правила предоставления и использования авансовых платежей за счет средств федерального бюджета.

  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1275 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу". Устанавливает порядок ценообразования при заключении контрактов по ГОЗ, включая правила расчёта стоимости и применения рентабельности.

  • Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 № 1550 "Об особенностях учета и контроля за целевым использованием средств, предназначенных для финансирования ГОЗ". Определяет особенности бухгалтерского учета, а также меры по контролю за использованием авансовых и других бюджетных средств.

  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2017 № 1640 "Об авансировании государственного оборонного заказа". Конкретизирует порядок предоставления авансов, их размеры в зависимости от типа продукции и этапов исполнения контракта, а также условия возврата или зачета авансовых сумм.


Приказы Минобороны России, Минфина и ФАС, а также разъяснения Казначейства России. Регулируют частные вопросы, касающиеся учета, отчетности, сопровождения контрактов и применения норм по контролю исполнения ГОЗ.

Особенности авансирования

Авансирование в рамках гособоронзаказа имеет ряд специфических особенностей, отличающих его от обычной системы госзакупок, среди которых :

  • Повышенные размеры авансов. В отличие от обычных государственных контрактов, где размер аванса обычно ограничивается 30% от цены контракта, по ГОЗ допускается предоставление более значительных авансов до 80% и выше. Конкретный размер устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2017 № 1640 и зависит от типа продукции, продолжительности производственного цикла и необходимости привлечения внешних подрядчиков.
  • Поэтапное авансирование. Часто используется схема поэтапного авансирования, при которой средства выделяются на конкретные стадии исполнения контракта: подготовка производства, закупка сырья и комплектующих, опытно-конструкторские работы, изготовление опытных образцов и т.д. Переход к следующему этапу финансирования возможен только после подтверждения выполнения предыдущего.
  • Целевой характер использования аванса. Авансовые средства по ГОЗ могут использоваться исключительно на цели, предусмотренные контрактом. Расходование аванса строго контролируется уполномоченными органами, с использованием системы казначейского сопровождения.
  • Обязательность казначейского сопровождения. Все операции с бюджетными средствами по ГОЗ проходят через специальные счета в уполномоченных банках с казначейским сопровождением. Это позволяет государству отслеживать движение средств и пресекать их нецелевое использование.
  • Обеспечение исполнения обязательств. Для получения аванса исполнителю может потребоваться предоставить банковскую гарантию или иное обеспечение исполнения обязательств. Однако в отдельных случаях (особенно для системообразующих предприятий ОПК) возможны исключения, если такие меры признаны избыточными.

Контроль и отчетность. Исполнители обязаны предоставлять подробную отчетность о расходовании авансовых средств. Нарушение установленных правил может привести к приостановке финансирования, возврату аванса или даже к расторжению контракта.

Как рассчитывается аванс по государственному оборонному заказу

Размер аванса по гоз в 2025 году

зависит от типа продукции, сроков исполнения и этапов контракта. В большинстве случаев он составляет от 50 до 80 % от суммы контракта.

Аванс выплачивается единовременно или поэтапно, в зависимости от графика исполнения. Следующий авансовый платеж возможен только после подтверждения выполнения предыдущего этапа.

Все авансовые средства подлежат строгому казначейскому сопровождению и могут использоваться только по целевому назначению. Порядок авансирования по гоз регулируется Постановлением Правительства РФ № 1640 от 27.12.2017.

Размер аванса по гособоронзаказу: новые правила и риски в 2025 году

Основные правила авансирования в 2025 году остаются прежними: аванс может составлять до 80 % от суммы контракта, а для сложных или длительных проектов % может быть выше.

При этом подход к управлению авансами становится более серьезным. Одним из главных изменений являются более строгие требования к финансовой дисциплине исполнителей. В 2025 году усилился контроль, заказчики чаще требуют детализированную смету и график расходования средств, особенно при крупных контрактах.

Кроме того, расширяется практика поквартальной или помесячной отчетности, что повышает нагрузку на бухгалтерию предприятий.

Повышенное внимание уделяется и казначейскому сопровождению: операции с авансами становятся максимально прозрачными, все движения средств отслеживаются в режиме реального времени. Вводятся новые механизмы блокировки платежей в случае подозрений на отклонение от целевого использования.

Для исполнителей это означает не только большую финансовую ответственность, но и новые риски. Задержки в подтверждении этапов работ или несогласованное использование средств могут привести к приостановке финансирования или даже к возврату аванса. Особенно высоки риски у предприятий с нестабильным финансовым положением или слабо выстроенными внутренними процедурами контроля.