Особенности работы с гособоронзаказом
Гособоронзаказ (ГОЗ) – это система государственных закупок продукции, работ и услуг, которая обеспечивает выполнение программ в сфере обороны и безопасности России.
В рамках государственного оборонного заказа осуществляется поставка военной техники и оружия, выполнение научно-исследовательских и конструкторских работ, а также доставка питания для военных.
Основным заказчиком ГОЗ выступает Министерство обороны Российской Федерации, а также крупные государственные структуры.
ГОЗ регулируется Федеральным законом № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», который является основным нормативным актом, регулирующим порядок формирования, размещения и исполнения гособоронзаказа (ГОЗ) в России.
Участие в ГОЗ требует от исполнителей строго соблюдения правил и высокой ответственности, так как любые нарушения могут привести к серьезным последствиям, вплоть до штрафов и уголовной ответственности.
В статье вы узнаете как осуществляется контроль за ценами, какая разница гособоронзаказа и госконтракта, и о других тонкостях и особенностях работы с гособоронзаказом.
Что такое закон № 275 - ФЗ
Закон № 275-ФЗ – это Федеральный закон "О государственном оборонном заказе", принятый в России 29 декабря 2012 года. Он регулирует правовые и экономические основы размещения, исполнения и финансирования государственного оборонного заказа (ГОЗ).
Закон определяет кто может участвовать в выполнении ГОЗ, как финансируются контракты, какие меры контроля применяются и какую ответственность несут участники за нарушения.
Основные требования закона 275-ФЗ :
- Формирование и размещение заказов. Заказы на товары, работы и услуги размещаются государственными заказчиками, а подрядчики могут привлекать субподрядчиков для выполнения отдельных видов работ.
- Финансирование и расчеты.
- Для расчетов используются счета, открытые в уполномоченных банках, чтобы исключить нецелевое использование денежных средств. Цены регулируются государством, а авансовые платежи разрешены при соблюдении строгих условий.
- Контроль за исполнением заказов.
- За исполнением заказов следят государственные органы и банки. Они отслеживают движение средств по специальным счетам, при этом компании обязаны предоставлять отчетность по всем расходам.
- Ответственность за нарушения.
- За нарушения предусмотрены штрафы и уголовная ответственность, а также исключение из списка участников ГОЗ.
- Исполнение контрактов. Контракты должны выполняться в срок и с соблюдением государственных стандартов качества. В случае невыполнения обязательств к исполнителю могут применяться санкции.
Особенности работы со спецсчетами по гособоронзаказу
Все расчеты по контрактам ГОЗ должны проводиться исключительно через специальные счета, которые открываются в уполномоченных государством банках. К таким банкам относятся ВТБ, Газпромбанк и Сбербанк.
Это требование необходимо для того, чтобы исключить нецелевое использование бюджетных средств.
Банк, в котором открыт счет осуществляет строгий контроль за движением денежных средств, поэтому их можно использовать только для исполнения обязательств по ГОЗ. Это может быть закупка материалов, оплата работ или услуг.
Авансовые платежи по контрактам допускаются, но они также подлежат строгому контролю. Средства могут быть переведены только на цели, предусмотренные контрактом. В случае выявления нарушений, государственные органы могут заморозить или заблокировать деньги на счете.
Помимо банка, операции по счетам контролирует Федеральное казначейство и другие госорганы. Любое нарушение, нецелевое расходование средств или попытка обойти закон, может повлечь за собой серьезные последствия, включая штрафы, административную и даже уголовную ответственность.
Контроль за ценами
Для того, чтобы не допустить завышения стоимости продукции и нецелевого расходования бюджетных средств, контроль за ценами в рамках государственного оборонного заказа строго контролируется государством.
Цены на товары, работы и услуги, поставляемые по ГОЗ формируются на основе принципа обоснованных затрат. Это означает, что в стоимость товаров или услуг должны входить только фактические расходы предприятия и установленный государством уровень прибыли.
При заключении контракта головной исполнитель обязан представить подробный расчет стоимости, в который входит затраты на материалы, оплата труда, амортизация и другие производственные расходы.
Государственный заказчик проверяет эти расчеты и может потребовать их корректировки, если они не соответствуют установленным нормам. Помимо этого, закон ограничивает предельные уровни рентабельности, что исключает возможность искусственного завышения цен.
Контроль за соблюдением ценовых требований осуществляют Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральное казначейство. Они проверяют обоснованность цен на всех этапах выполнения контракта, а в случае выявления нарушений могут применять штрафные санкции.
Как открыть специальный счет в уполномоченном банке
Чтобы открыть счет в уполномоченном банке для участия в ГОЗ, необходимо выбрать один из банков, утвержденных правительством и подать заявку.
На данный момент к уполномоченным банкам относится ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк. При подаче заявки уточняйте актуальность информации на сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе посвященном государственному оборонному заказу, или используйте поисковую строку на сайте.
Банк запросит учредительные документы, ИНН, ОГРН, сведения о бенефициарах, финансовую отчетность и подтверждение соответствия требованиям ГОЗ.
После проверки и одобрения банк заключит договор на обслуживание спецсчета.
Далее предприятие получает реквизиты и может использовать счет для расчетов по госконтракту.
Разница гособоронзаказа и госконтракта
Государственные контракты и гособоронзаказы имеют большое значение для экономики и безопасности государства.
Они являются инструментами государственной закупки товаров, работ и услуг, а также обеспечивают развитие оборонной промышленности.
Важно не путать и понимать, что госконтракт и гособоронзаказ (ГОЗ) – это две разные формы государственных закупок, которые имеют различия в целях, порядке размещения и регулировании.
Госконтракт (государственный контракт) — это договор, заключенный государственным заказчиком с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на выполнение работ, оказание услуг или поставку товаров за счет бюджетных средств.
Основные характеристики:
- Регулируется Федеральным законом № 44-ФЗ («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
- Может включать закупки в различных сферах (строительство, медицина, образование и т. д.).
- Контракт заключается на основе конкурсов, аукционов или закупок у единственного поставщика.
- Контроль осуществляется Казначейством РФ, ФАС и другими органами.
Гособоронзаказ (ГОЗ) – это система государственных закупок продукции, работ и услуг, которая обеспечивает выполнение программ в сфере обороны и безопасности страны.
Основные характеристики:
- Регулируется Федеральным законом № 275-ФЗ («О государственном оборонном заказе»).
- Размещается Министерством обороны РФ, Росгвардией и другими силовыми ведомствами.
- Имеет особые требования к госконтрактам (гриф секретности, контроль цен, авансирование и т. д.).
- Исполнители ГОЗ подлежат серьезному со стороны ФСБ, Минобороны и других спецслужб.
- Включает этапы от НИОКР (научных исследований) до серийного производства.
Учитывая вышесказанное, получается, что госконтракт имеет более широкое понятие, а гособоронзаказ – это его особый вид, который связан исключительно с обороной и национальной безопасностью страны.
Кто может участвовать в ГОЗ
В выполнении государственного оборонного заказа (ГОЗ) могут участвовать следующие организации:
- Головные исполнители. Крупные предприятия, подписывающие контракт с государственным заказчиком (например, Минобороны, МВД, ФСБ, Росгвардия). Это могут быть госкорпорации (Ростех, ОАК, ОСК и др.), государственные предприятия или частные компании.
- Субподрядчики. Компании, которые выполняют отдельные этапы работ по ГОЗ по заказу головных исполнителей.
- Научные и конструкторские организации. НИИ и КБ, занимающиеся разработкой технологий и проектированием продукции.
- Предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ). Могут участвовать как поставщики комплектующих, материалов и отдельных услуг.
С какими трудностями сталкиваются исполнители ГОЗ
Стоит отметить, что исполнители государственных оборонных заказов (ГОЗ) часто сталкиваются с некоторыми сложностями при выполнении заказа, среди которых :
- Строгие требования к ценообразованию. Предельные цены на продукцию ГОЗ часто не учитывают рост затрат на материалы, зарплаты и другие издержки, поэтому стоимость услуг для исполнителя выходит слишком низкой.
- Трудности с авансированием. Получение авансовых платежей регулируется строгими нормами, что осложняет финансирование производства.
- Строгий контроль и отчетность. Из-за многочисленных проверок со стороны государственных структур, ФАС, ФНС, прокуратуры и других органов исполнителям необходимо вести строгий контроль всей документации, чтобы не было нарушений и штрафов.
- Сложности при изменении условий контракта. В случае роста цен на сырье и материалы изменить контракт бывает крайне сложно, что может привести к финансовым потерям.
- Дефицит квалифицированных кадров. Нехватка специалистов в оборонной промышленности, особенно инженеров и технологов приводит к определенным сложностям в работе.
- Проблемы с импортозамещением. Возникают сложность закупки импортных комплектующих, поэтому иногда уходит много времени на поиск отечественных аналогов.
- Износ оборудования. На многих предприятиях используется устаревшая техника, требующая модернизации.
- Риски уголовной и административной ответственности. За нарушения условий контрактов, нецелевое использование средств и ошибки в отчетности исполнитель несет большую ответственность и может получить штраф, административную или уголовную ответственность.
- Ограничение внешнеэкономической деятельности. К сожалению возникают трудности с экспортом продукции и доступом к мировым рынкам технологий.
Преимущества участия в ГОЗ для бизнеса
Несмотря на ряд сложностей, с которыми приходится сталкиваться исполнителям, есть множество преимуществ, которые перевешивают все минусы и открывают ряд перспектив перед предприятиями участвующих в ГОЗ :
- Гарантированный объем заказов. Государственный оборонный заказ обеспечен бюджетным финансированием, что снижает риски неоплаты и дает предприятию стабильные долгосрочные контракты. Это особенно важно в условиях нестабильной рыночной экономики.
- Долгосрочное сотрудничество. ГОЗ часто заключается на несколько лет вперед, позволяя компаниям планировать свою деятельность, модернизировать производство и рационально распределять ресурсы.
- Финансовая поддержка. Исполнители могут рассчитывать на государственные субсидии, льготное кредитование и авансирование, что помогает минимизировать финансовые риски.
- Технологическое развитие. ГОЗ требует высокотехнологичных решений, что стимулирует предприятия к внедрению инноваций, развитию новых технологий и повышению квалификации персонала.
- Укрепление репутации. Работа с государством повышает статус компании, ее надежность и доверие со стороны других заказчиков, в том числе иностранных партнеров.
Возможность выхода на новые рынки. Компании, успешно работающие в ГОЗ, могут использовать этот опыт для выхода на рынки гражданской продукции и международного сотрудничества.
Смотрите так же: "Отчетные документы по РУ"