Расчеты по ГОЗ - особенности работы с гособоронзаказом
Государственный оборонный заказ (ГОЗ) – это система закупок товаров, работ и услуг, которая обеспечивает выполнение программ в сфере обороны и безопасности Российской Федерации.
В рамках ГОЗ осуществляется поставка вооруженной и военной техники, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, строительство объектов, а также оказание услуг в интересах силовых ведомств.
ГОЗ представляет собой совокупность контрактов, которые заключаются между государством и исполнителем на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для нужд обороны.
Главными заказчиками являются Министерство обороны РФ, Росгвардия, ФСБ, ФСО и другие силовые структуры.
Финансирование ГОЗ осуществляется за счет федерального бюджета, поэтому за выделенными средствами предусмотрена строгая система контроля со стороны государства.
В статье рассмотрим особенности расчетов по ГОЗ, специфику взаимодействия с государственными заказчиками, действующие финансовые ограничения, а также юридические и операционные работы в данной сфере.
Правовая база расчетов по ГОЗ
Расчеты по гособоронзаказу регулируются рядом нормативных документов, а именно :
- Федеральный закон №275-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «О государственном оборонном заказе»;
- Федеральный закон №44-ФЗ (в части, не противоречащей 275-ФЗ);
- Постановления Правительства РФ, в том числе по вопросам ценообразования, авансирования, контроля за целевым использованием средств;
- Приказы федеральных органов исполнительной власти.
Особенности финансовых расчетов по ГОЗ
Для выполнения заказов по контракту ГОЗ все предприятия должны иметь отдельный банковский счет, который открывается исключительно в уполномоченных банках, а именно Сбербанке, ВТБ и Газпромбанке.
Средства поступающие в рамках ГОЗ должны проходить через этот счёт и использоваться только на цели, предусмотренные контрактом. Иные операции, в том числе переводы за границу, а также платежи не имеющие отношения к контракту запрещены.
Не стоит нарушать закон, потому что все финансовые операции по ГОЗ находятся под постоянным контролем со стороны Федерального казначейства, Министерства обороны, а также других контролирующих органов, в том числе ФСБ и ФАС.
Помимо этого, организации должны вести раздельный учет доходов и расходов и предоставлять отчетность согласно установленному закону РФ. Нарушения могут привести к серьезным последствиям, включая штрафы и административную ответственность.
Также необходимо чтобы все затраты связанные с ГОЗ были документально подтверждены и классифицированы как «расходы на выполнение государственного оборонного заказа». Речь идет о расходах на оплату труда, закупку материалов, техники, а также любых затратах, связанных с выполнением государственного оборонного заказа.
Строгие требования помогают вести контроль за использованием бюджетных средств и не нарушать закон, при этом усложняет работу участников ГОЗ.
Как открыть счет для участия в ГОЗ
Для открытия счета потребуется пройти несколько этапов :
- Выбрать уполномоченный банк. Открыть счет для ГОЗ можно только в уполномоченных банках, список которых утверждает Правительство РФ (например, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и др.). Список может меняться, поэтому перед открытием уточните у заказчика или на сайте Минфина актуальный список.
- Подготовить документы. Для открытия счета понадобится договор (контракт) по ГОЗ или сведения о нём, заявление на открытие специального счета, учредительные документы (если счет открывает юр.лицо), документы, подтверждающие полномочия руководителя (приказ/протокол), копия паспорта руководителя, ИНН, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Некоторые банки могут запросить дополнительные документы, поэтому лучше заранее уточнить перечень.
- Заполнить заявление. В банке нужно будет заполнить заявление на открытие счета для ГОЗ, указав, что счет открывается в рамках 275-ФЗ. -
- Заключить договор с банком. После проверки документов банк заключает с вами договор, условия которого могут отличаться от обычного расчетного счета, так как за операциями по ГОЗ следит государство.
- Получить реквизиты и уведомить заказчика. Когда счет будет открыт, вы получите реквизиты, которые нужно будет передать заказчику для проведения оплат. Помните, что все расчёты по ГОЗ должны проходить только через этот счет.
Ведение раздельного учета
Раздельный учёт по ГОЗ – это система учёта всех доходов, расходов, операций и ресурсов, которые связаны исключительно с выполнением гособоронзаказа (в рамках 275-ФЗ).
Проще говоря, это способ ведения бухгалтерии, при котором всё, что относится к ГОЗ выделяется отдельно от остальных операций компании.
Ведение раздельного учета является обязательным требованием закона № 275-ФЗ и позволяет отследить государству как используются выделенные средства и не нарушаются ли условия контракта.
Как вести раздельный учет
- Определить объект учета. Раздельный учет можно вести как по каждому контракту ГОЗ, так и по каждому виду продукции, если контрактов много. Вам необходимо будет определиться, какой способ подойдет для вас.
- Выделить отдельные аналитические коды в учетной системе. Используя 1С или любую другую программу бухгалтерского учёта, нужно будет создать отдельные статьи затрат, счет затрат, центры финансовой ответственности, производственные участки.
- Видите раздельный учет прямых затрат по ГОЗ. Все расходы должны быть подтверждены документами и «привязаны» к ГОЗ. Это касается закупки материалов и сырья, оплаты труда сотрудников, занятых на ГОЗ, услуг подрядчиков, аренды помещения, а также затрат на транспорт, электроэнергию, топливо и др.
- Распределяйте косвенные (общехозяйственные и общепроизводственные) расходы. Утвердите методику распределения (например, пропорционально зарплате или прямым затратам). Фиксируйте это в положении о раздельном учете.
- Контролируй движение средств на вашем счете. Помните, что все поступления и расходы должны быть по контракту и ни в коем случае не используйте средства на другие нужды.
- Создайте внутреннее положение о раздельном учете. Пропишите в нем объекты учета, структуру затрат, методику распределения косвенных расходов, ответственных лиц и формы отчетности. Обеспечьте прозрачность и контроль. Любая операция по ГОЗ должна быть легко проверяема: от поступления денег до закупки деталей. Лучше всего внедрить контрольные точки и внутренние проверки.
Авансирование по ГОЗ
Авансирование по государственному оборонному заказу представляет собой систему предоплаты, при которой заказчик предоставляет исполнителю средства до начала или в процессе выполнения контракта.
Этот механизм помогает обеспечить финансовые потоки для выполнения обязательств и закупок, необходимых для реализации заказов, связанных с оборонной сферой.
Средства для аванса выделяются из федерального бюджета и предоставляются после подписания контракта, а также открытия счета в уполномоченном банке
Аванс может покрывать до 100% стоимости контракта, в зависимости от условий договора. Главное требование — эти средства должны быть использованы исключительно для выполнения обязательств по ГОЗ.
Нарушение требований может повлечь за собой серьезные последствия, например возврат средств, штрафные санкции, включение компании в реестр недобросовестных поставщиков, а в отдельных случаях административную или уголовную ответственность.
Порядок расчетов по ГОЗ
Порядок расчетов по ГОЗ регулируется федеральными законами, главным из которых является Федеральный закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», а также нормативными актами, регулирующими контрактную систему в сфере закупок.
Все денежные средства связанные с исполнением контракта поступают и расходуются только через счет, открытый в уполномоченном банке.
На основании условий контракта заказчик может предоставить аванс, который используется для начала работ или поставок. Аванс расходуется исключительно на выполнение обязательств предусмотренных контрактом, а именно закупка материалов, оплата труда работников и услуг.
Каждая операция связанная с финансами по контракту ГОЗ контролируется банком. Банк проверяет, что все расходы соответствуют условиям контракта и используются по назначению.
Исполнитель обязуется подтверждать все расходы документами, накладные или акты выполненных работ, чтобы доказать целевое использование средств.
После выполнения всех обязательств по контракту, исполнитель предоставляет заказчику отчет о расходах и выполнении условий. Отчет проверяется заказчиком и на основании результатов принимается решение о закрытии контракта.
Если все условия выполнены, заказчик производит окончательные расчеты, выплачивая оставшуюся сумму по контракту, если это предусмотрено договором.
Контроль и ответственность за нарушения расчетов по ГОЗ
Государственные органы тщательно контролируют предприятия исполняющие ГОЗ. Проверки могут осуществляться различными структурами, а именно Федеральное казначейство, Минфин, ФНС и т.д.
Эти учреждения проводят ревизии и аудиты, контролируют законность операций и могут выявить нарушения в процессе расчетов, при этом каждый из них отвечает за определенную сферу. Финансовые операции контролирует Росфинмониторинг.
В зависимости от степени нарушения, может быть наложена административная, гражданская или уголовная ответственность.
Административная ответственность
К административным нарушениям относятся :
- Нецелевое использование средств. Если средства полученные по контракту ГОЗ расходуются не по назначению, это может повлечь наложение штрафов.
- Нарушения порядка отчетности. Если исполнитель не представил в установленный срок отчетность о расходах или представил ложные данные, это также является административным нарушением.
- Нарушение порядка оформления платежей. Например, если платежи были проведены без должного документального подтверждения или не в полном объеме, это может привести к административным санкциям.
В таких ситуациях чаще всего выставляют штраф организации или ее руководителю, сумма которого зависит от степени нарушения законодательства.
Гражданская ответственность
Гражданская ответственность возникает, если в результате нарушения условий контракта пострадала другая сторона.
Это может быть связано с убытками, которые понес заказчик, либо с нарушением обязательств предусмотренных контрактом.
В рамках гражданской ответственности могут быть применены следующие меры:
- Возмещение убытков. Если нарушение расчетов по ГОЗ привело к убыткам (например, из-за задержки выполнения работ или поставки товара), заказчик может потребовать возмещения этих убытков.
- Неустойка. В случае несоблюдения сроков или ненадлежащего выполнения работ, заказчик может взыскать неустойку предусмотренную контрактом.
- Расторжение контракта. Если нарушения серьезные, то заказчик имеет право расторгнуть контракт, что также может привести к взысканию компенсации за ущерб.
Гражданская ответственность в таких ситуация направлена на компенсацию убытков и восстановление прав пострадавшей стороны.
Уголовная ответственность
Если выявленные нарушения будут оценены как преступления, то исполнители или должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.
К самым распространенным уголовным преступлениям связанным с расчетами по ГОЗ относятся:
- Мошенничество (статья 159 УК РФ). Если при исполнении контракта по ГОЗ были совершены действия, направленные на обман или хищение государственных средств (например, через фальсификацию отчетности, завышение стоимости работ или поставок), это может быть квалифицировано как мошенничество.
- Злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ). Если должностные лица использовали свои полномочия для личной выгоды, либо принимали решения, которые нанесли ущерб интересам государства, они могут быть привлечены к уголовной ответственности.
- Злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ). Эта статья может быть применена к тем, кто использовал служебное положение для получения выгоды, нарушая условия контракта.
Уголовная ответственность может привести к штрафам, лишению свободы, и иным ограничениям для виновных лиц.
Последствия для компании-исполнителя
Помимо юридической ответственности, компания, нарушившая условия контракта по ГОЗ может столкнуться со следующими последствиями :
- Включение в реестр недобросовестных поставщиков. Если компания многократно нарушает условия контракта, она может быть занесена в реестр недобросовестных поставщиков. Это может затруднить ее дальнейшее участие в государственных тендерах.
- Штрафы и компенсации. На компанию могут быть наложены штрафы за нарушение условий контракта, а также взысканы компенсации за убытки, понесенные заказчиком.
- Утрата доверия со стороны заказчиков. Регулярные нарушения и неисполнение обязательств могут привести к потере репутации и уменьшению количества будущих контрактов.
Итог
Любые нарушения, связанные с расчетами ГОЗ, гражданские, административные или уголовные могут иметь серьезные последствия.
Пострадать могут как исполнители контрактов, так и должностные лица.
Чтобы не оказаться в такой ситуации, важно соблюдать все требования законодательства и обязательства по контракту государственного оборонного заказа.
Смотрите так же: "Отчетные документы по РУ"