Закупки в рамках государственного оборонного заказа регулируются не только общими нормами контрактной системы, установленными Федеральным законом № 44-ФЗ, но и специальным законодательством, а именно Федеральным законом № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
В рамках ГОЗ применяется особый правовой режим, при котором действуют повышенные требования к безопасности, допуск к государственной тайне и ограниченный круг исполнителей.
В таких случаях закон допускает заключение контрактов напрямую с единственным поставщиком, так как этот метод помогает быстро обеспечивать выполнение важных задач, связанных с обороной и безопасностью страны.
При этом заказчику необходимо строго соблюдать установленные законодательством правила, чтобы избежать нарушений и претензий контролирующих органов.
В статье расскажем, что представляет собой закупка у единственного поставщика в рамках ГОЗ, в каких случаях она проводится и как это правильно сделать.
В рамках ГОЗ применяется особый правовой режим, при котором действуют повышенные требования к безопасности, допуск к государственной тайне и ограниченный круг исполнителей.
В таких случаях закон допускает заключение контрактов напрямую с единственным поставщиком, так как этот метод помогает быстро обеспечивать выполнение важных задач, связанных с обороной и безопасностью страны.
При этом заказчику необходимо строго соблюдать установленные законодательством правила, чтобы избежать нарушений и претензий контролирующих органов.
В статье расскажем, что представляет собой закупка у единственного поставщика в рамках ГОЗ, в каких случаях она проводится и как это правильно сделать.
Правовая основа: 44-ФЗ и 275-ФЗ
Чтобы правильно организовать закупку у единственного поставщика в сфере ГОЗ, важно понимать, как взаимодействуют два ключевых закона :
Вместе эти два закона формируют правовую базу, в рамках которой осуществляется закупка у единственного поставщика по ГОЗ. Применение 44-ФЗ всегда должно учитывать специальные положения 275-ФЗ.
- Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает общие правила контрактной системы. Он определяет, как организуются закупки, какие способы можно применять, как оформлять документацию, заключать и исполнять контракты, а также как осуществляется контроль за действиями заказчика. Этот закон применяется ко всем государственным закупкам, включая ГОЗ, если специальные нормы не устанавливают иного порядка.
- Федеральный закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» касается исключительно гособоронзаказа. Он вводит особый правовой режим с учетом специфики сферы обороны и безопасности. В законе предусмотрены ограничения по выбору исполнителей, требования к обеспечению конфиденциальности, допуск к гостайне, централизованное распределение заказов и строгий контроль на всех этапах.
Вместе эти два закона формируют правовую базу, в рамках которой осуществляется закупка у единственного поставщика по ГОЗ. Применение 44-ФЗ всегда должно учитывать специальные положения 275-ФЗ.
Что такое закупка у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика – это метод, при котором заказчик заключает контракт напрямую с организацией, без конкурсов и аукционов.
Такой вариант разрешён законом, но применяется только в ситуациях, когда нужно действовать быстро, нет других подходящих исполнителей или когда условия закупки не позволяют провести открытую процедуру.
В рамках гособоронзаказа этот способ применяется довольно часто. Происходит это потому, что большинство поставок носят закрытый характер, а к подрядчикам предъявляются строгие требования.
Кроме того, круг исполнителей в этой сфере ограничен, и выбрать из нескольких поставщиков просто невозможно. В таких условиях закупка напрямую является наиболее логичным и законным решением, так как это экономит время и позволяет быстро заключить контракт без лишней бюрократии.
Такой вариант разрешён законом, но применяется только в ситуациях, когда нужно действовать быстро, нет других подходящих исполнителей или когда условия закупки не позволяют провести открытую процедуру.
В рамках гособоронзаказа этот способ применяется довольно часто. Происходит это потому, что большинство поставок носят закрытый характер, а к подрядчикам предъявляются строгие требования.
Кроме того, круг исполнителей в этой сфере ограничен, и выбрать из нескольких поставщиков просто невозможно. В таких условиях закупка напрямую является наиболее логичным и законным решением, так как это экономит время и позволяет быстро заключить контракт без лишней бюрократии.
Особенности закупок по ГОЗ
При работе с гособоронзаказом действуют правила, связанные с закупками, вот главные из них :
Цены под контролем. Стоимость продукции определяется не произвольно, она рассчитывается по специальным методикам и утверждается с участием госорганов.
- Доступ к информации ограничен. В отличие от обычных закупок, информация о ГОЗ часто не размещается в открытом доступе. Документы получают только те, у кого есть нужный уровень допуска и разрешения.
- Исполнителей немного. Принять участие в таких закупках могут только организации, прошедшие проверку. Обычно это предприятия оборонной отрасли с лицензиями, опытом и допуском к государственной тайне.
- Безопасность на первом месте. В ГОЗ часто речь идёт о продукции, важной для обороны и безопасности страны. Поэтому к исполнителям предъявляются повышенные требования, и контроль строже.
- Свой порядок заключения контрактов. Закупки по ГОЗ планируются и распределяются централизованно, а оплата и исполнение проходят по специальным правилам.
Цены под контролем. Стоимость продукции определяется не произвольно, она рассчитывается по специальным методикам и утверждается с участием госорганов.
В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика – это не универсальный способ, который можно использовать по желанию заказчика.
Закон строго определяет, когда такая форма допустима. Основания для заключения контракта напрямую перечислены в статье 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Среди них аварийные и чрезвычайные ситуации, выполнение работ по мобилизационной подготовке, необходимость закупки товаров, имеющих единственного производителя, а также выполнение обязательств в рамках государственного оборонного заказа.
В сфере ГОЗ закупка у единственного поставщика применяется чаще, чем в обычных закупках. Это объясняется тем, что продукция оборонного назначения имеет особый режим допуска, а ее производство и поставка доступны ограниченному кругу исполнителей.
Помимо этого, в таких контрактах важна точность и строгое соблюдение сроков, что не всегда возможно при конкурентных процедурах. Поэтому заключение контракта напрямую в рамках ГОЗ это не только законно, но и зачастую единственно возможное решение.
Закон строго определяет, когда такая форма допустима. Основания для заключения контракта напрямую перечислены в статье 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Среди них аварийные и чрезвычайные ситуации, выполнение работ по мобилизационной подготовке, необходимость закупки товаров, имеющих единственного производителя, а также выполнение обязательств в рамках государственного оборонного заказа.
В сфере ГОЗ закупка у единственного поставщика применяется чаще, чем в обычных закупках. Это объясняется тем, что продукция оборонного назначения имеет особый режим допуска, а ее производство и поставка доступны ограниченному кругу исполнителей.
Помимо этого, в таких контрактах важна точность и строгое соблюдение сроков, что не всегда возможно при конкурентных процедурах. Поэтому заключение контракта напрямую в рамках ГОЗ это не только законно, но и зачастую единственно возможное решение.
Кого можно признать единственным поставщиком в рамках ГОЗ
В гособоронзаказе статус единственного поставщика получают организации, которые отвечают ряду определенных требований и способны обеспечить выполнение контракта с учетом всех особенностей оборонных закупок.
Прежде всего, это предприятия оборонно-промышленного комплекса, имеющие необходимые лицензии и разрешения на производство, поставку и обслуживание военной техники и специализированного оборудования.
Такие компании также должны иметь допуск к государственной тайне, что обеспечивает сохранность конфиденциальной информации, связанной с продукцией и технологиями.
Единственным поставщиком признается организация, если она является единственным производителем конкретного вида продукции, используемой в рамках ГОЗ. Это может быть уникальное оборудование, детали или комплектующие, которые не выпускаются другими компаниями. В таких случаях проведение конкурентной процедуры невозможно, поскольку другие участники просто отсутствуют.
Также государственные органы или Правительство РФ могут официально назначить единственного исполнителя по конкретному контракту ГОЗ. Такое решение принимается на основании стратегической важности заказа и необходимости соблюдения специальных требований к безопасности.
Прежде всего, это предприятия оборонно-промышленного комплекса, имеющие необходимые лицензии и разрешения на производство, поставку и обслуживание военной техники и специализированного оборудования.
Такие компании также должны иметь допуск к государственной тайне, что обеспечивает сохранность конфиденциальной информации, связанной с продукцией и технологиями.
Единственным поставщиком признается организация, если она является единственным производителем конкретного вида продукции, используемой в рамках ГОЗ. Это может быть уникальное оборудование, детали или комплектующие, которые не выпускаются другими компаниями. В таких случаях проведение конкурентной процедуры невозможно, поскольку другие участники просто отсутствуют.
Также государственные органы или Правительство РФ могут официально назначить единственного исполнителя по конкретному контракту ГОЗ. Такое решение принимается на основании стратегической важности заказа и необходимости соблюдения специальных требований к безопасности.
Процедура оформления закупки у единственного поставщика по ГОЗ
Вот основные этапы, которые необходимо соблюдать при оформлении закупки у единственного поставщика :
Обеспечение контроля исполнения контракта. Организуйте контроль за качеством и сроками выполнения обязательств по контракту.
- Подготовка обоснования закупки. Для начала составьте документ, который объясняет, почему именно этот поставщик является единственным возможным исполнителем. Это обязательный документ при проверках.
- Принятие решения о проведении закупки. Оформите официальное решение уполномоченного лица или комиссии заказчика о выборе способа закупки, через заключение контракта с единственным поставщиком.
- Составление и проверка закупочной документации. Подготовьте весь пакет документов, техническое задание, проект контракта, протоколы согласования, в соответствии с требованиями 44-ФЗ и 275-ФЗ.
- Размещение информации в Единой информационной системе (ЕИС). Несмотря на особенности ГОЗ, заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о закупке и контракт с единственным поставщиком, если это предусмотрено законодательством.
- Согласование с контролирующими органами. При необходимости получите одобрение от органов, осуществляющих контроль за закупками в сфере ГОЗ, прежде чем заключать контракт.
- Заключение контракта и его регистрация. После выполнения всех формальностей оформите и подпишите контракт, зарегистрируйте его в ЕИС в установленные сроки.
Обеспечение контроля исполнения контракта. Организуйте контроль за качеством и сроками выполнения обязательств по контракту.
Как правильно составить обоснование закупки у единственного поставщика по ГОЗ
Одним из главных этапов закупки у единственного поставщика по ГОЗ является подготовка обоснования.
Этот документ подтверждает правомерность выбора такого способа закупки и должен быть четким, аргументированным и соответствовать требованиям законодательства.
Что включает в себя обоснование:
Выбор конкретного поставщика. Объясняется, почему именно эта организация может исполнить контракт, например, потому что она является единственным производителем, имеет необходимые лицензии, опыт выполнения аналогичных заказов, доступ к государственной тайне.
Этот документ подтверждает правомерность выбора такого способа закупки и должен быть четким, аргументированным и соответствовать требованиям законодательства.
Что включает в себя обоснование:
- Ссылка на нормативное основание. Указывается конкретный пункт части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, на основании которого применяется закупка у единственного поставщика. Если закупка проводится в рамках ГОЗ, важно также учесть положения закона № 275-ФЗ.
- Фактические обстоятельства. Подробно описываются обстоятельства, которые делают невозможным проведение конкурентной процедуры. Это может быть, например, уникальность продукции или ограниченный круг исполнителей.
- Характер продукции. Приводится информация о том, что закупаемая продукция связана с обеспечением обороны и безопасности, относится к перечню специальной техники, носит конфиденциальный характер и т. д.
Выбор конкретного поставщика. Объясняется, почему именно эта организация может исполнить контракт, например, потому что она является единственным производителем, имеет необходимые лицензии, опыт выполнения аналогичных заказов, доступ к государственной тайне.
Примеры формулировок
Ниже приведем примеры нескольких формулировок, которые помогут вам понять, как должно выглядеть обоснование:
- Закупка осуществляется на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ в связи с тем, что продукция относится к государственной тайне и может быть поставлена только предприятием, имеющим соответствующий допуск.
- Единственным производителем изделия, включенного в номенклатуру оборонной продукции, является АО «Имя предприятия», что подтверждается сведениями из реестра ОПК и отсутствием аналогов.
- Закупка носит срочный характер и направлена на выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке в условиях, не позволяющих провести конкурентные процедуры.
- Поставщик имеет лицензию ФСБ на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, что является обязательным условием исполнения контракта по ГОЗ.
Ответственность и риски при закупках у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ, особенно в рамках ГОЗ, требует строгого соблюдения законодательства. Нарушения могут повлечь серьезные последствия как для заказчика, так и для должностных лиц, принимающих решения.
Возможные риски и последствия:
Финансовые риски. В случае признания контракта недействительным бюджетные средства могут быть возвращены, а обязательства не исполнены. Это может сорвать выполнение ГОЗ.
Возможные риски и последствия:
- Признание закупки необоснованной. Контролирующие органы могут установить, что основания для закупки у единственного поставщика отсутствовали. В этом случае контракт может быть признан недействительным.
- Административная ответственность. За нарушение порядка заключения контракта предусмотрены штрафы по КоАП РФ (например, по статье 7.29 или 7.32). Штрафы могут быть наложены как на организацию, так и на конкретных должностных лиц.
- Уголовная ответственность. В случаях, когда нарушения связаны с коррупцией, превышением должностных полномочий или злоупотреблением, возможно возбуждение уголовных дел (например, по статьям 285, 286, 290 УК РФ).
- Претензии со стороны контролирующих органов. Федеральное казначейство, ФАС, органы прокуратуры и счётная палата проверяют обоснования, правомерность выбора поставщика и соблюдение всех процедур. При выявлении нарушений могут потребовать устранения нарушений, возврата средств и привлечения к ответственности.
Финансовые риски. В случае признания контракта недействительным бюджетные средства могут быть возвращены, а обязательства не исполнены. Это может сорвать выполнение ГОЗ.
Отличия закупок у единственного поставщика в ГОЗ от обычных закупок по 44-ФЗ.
Закупки у единственного поставщика в рамках ГОЗ существенно отличаются от аналогичных процедур, проводимых в рамках обычных государственных и муниципальных нужд по 44-ФЗ. Эти отличия связаны с особым статусом гособоронзаказа, повышенными требованиями к безопасности и строгим регулированием со стороны государства.
В обычных закупках по 44-ФЗ выбор единственного поставщика является исключением, которое может быть только определенных законом ситуациях. Такие закупки, как правило, сопровождаются прозрачными процедурами, размещением информации в открытом доступе, применением стандартных форм документации и возможностью участия для широкого круга хозяйствующих субъектов.
В гособоронзаказе ситуация иная. Здесь закупка у единственного поставщика не редкость, а зачастую необходимость. Продукция носит оборонный характер, а допуск к её производству и поставке имеют только специальные организации.
Помимо этого, информация о таких закупках часто засекречена, не публикуется в открытых источниках, а контракты заключаются в рамках закрытых процедур, с соблюдением норм по защите государственной тайны.
Также в ГОЗ действуют централизованные механизмы распределения заказов, предусмотренные 275-ФЗ, что ограничивает свободу заказчика в выборе способа закупки. Решения о назначении исполнителей могут приниматься на уровне Правительства РФ или уполномоченных государственных органов, а не на уровне конкретного заказчика.
Отличается и порядок формирования цены. В обычных закупках цена определяется на конкурентной основе или через обоснование начальной цены контракта. В ГОЗ цена рассчитывается по специальным методикам и подлежит обязательному согласованию с государственными структурами, ответственными за ценообразование.
В обычных закупках по 44-ФЗ выбор единственного поставщика является исключением, которое может быть только определенных законом ситуациях. Такие закупки, как правило, сопровождаются прозрачными процедурами, размещением информации в открытом доступе, применением стандартных форм документации и возможностью участия для широкого круга хозяйствующих субъектов.
В гособоронзаказе ситуация иная. Здесь закупка у единственного поставщика не редкость, а зачастую необходимость. Продукция носит оборонный характер, а допуск к её производству и поставке имеют только специальные организации.
Помимо этого, информация о таких закупках часто засекречена, не публикуется в открытых источниках, а контракты заключаются в рамках закрытых процедур, с соблюдением норм по защите государственной тайны.
Также в ГОЗ действуют централизованные механизмы распределения заказов, предусмотренные 275-ФЗ, что ограничивает свободу заказчика в выборе способа закупки. Решения о назначении исполнителей могут приниматься на уровне Правительства РФ или уполномоченных государственных органов, а не на уровне конкретного заказчика.
Отличается и порядок формирования цены. В обычных закупках цена определяется на конкурентной основе или через обоснование начальной цены контракта. В ГОЗ цена рассчитывается по специальным методикам и подлежит обязательному согласованию с государственными структурами, ответственными за ценообразование.
Порядок взаимодействия с уполномоченными
В рамках закупок по государственному оборонному заказу взаимодействие с уполномоченными государственными органами является обязательной частью процедуры и регулируется специальными нормативными актами.
Уполномоченные органы обеспечивают контроль за целевым использованием бюджетных средств, соблюдением законодательства и требований безопасности.
В зависимости от вида закупки и уровня допуска могут участвовать следующие органы:
Счетная палата и прокуратура проводят последующий контроль законности, эффективности и целесообразности расходов.
Уполномоченные органы обеспечивают контроль за целевым использованием бюджетных средств, соблюдением законодательства и требований безопасности.
В зависимости от вида закупки и уровня допуска могут участвовать следующие органы:
- Минобороны, Росгвардия, ФСБ, ФСО, как заказчики и контролёры исполнения ГОЗ, они участвуют в согласовании условий контракта, технических требований и сроков исполнения.
- Федеральное казначейство проверяет правомерность закупки, обоснование выбора поставщика, обеспечивает контроль за расходованием средств.
- ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и порядка заключения контрактов.
Счетная палата и прокуратура проводят последующий контроль законности, эффективности и целесообразности расходов.
Учёт и отчётность по контрактам ГОЗ
Организации, участвующие в выполнении ГОЗ, обязаны вести раздельный бухгалтерский учет по каждому контракту. Такой учет позволяет точно отслеживать движение средств, затраты и полученные результаты, не смешивая их с другими видами деятельности. При этом все операции должны быть подтверждены первичными документами.
Параллельно с бухгалтерским учетом ведутся специальные журналы и регистрационные формы, утвержденные государственными органами. Они фиксируют движение продукции, выполнение этапов, передачу изделий, а также финансовые расчеты между заказчиком и исполнителем.
Отчётность по ГОЗ включает как финансовые, так и производственные показатели. Организации обязаны представлять в адрес заказчика, Федерального казначейства и других контролирующих структур данные о ходе исполнения контрактов, достижении ключевых этапов, поставке продукции и использовании бюджетных средств.
В установленные сроки подаются промежуточные и итоговые отчеты, отражающие как количественные, так и качественные параметры исполнения.
Часть сведений, не содержащих гостайну, подлежит размещению в Единой информационной системе (ЕИС) в соответствии с требованиями 44-ФЗ.
В рамках ГОЗ также предусмотрены отдельные формы отчётности, направляемые в Минобороны, ФСБ, ФАС и иные уполномоченные органы, с детализацией по изделиям, комплектующим, этапам производства и финансированию.
Параллельно с бухгалтерским учетом ведутся специальные журналы и регистрационные формы, утвержденные государственными органами. Они фиксируют движение продукции, выполнение этапов, передачу изделий, а также финансовые расчеты между заказчиком и исполнителем.
Отчётность по ГОЗ включает как финансовые, так и производственные показатели. Организации обязаны представлять в адрес заказчика, Федерального казначейства и других контролирующих структур данные о ходе исполнения контрактов, достижении ключевых этапов, поставке продукции и использовании бюджетных средств.
В установленные сроки подаются промежуточные и итоговые отчеты, отражающие как количественные, так и качественные параметры исполнения.
Часть сведений, не содержащих гостайну, подлежит размещению в Единой информационной системе (ЕИС) в соответствии с требованиями 44-ФЗ.
В рамках ГОЗ также предусмотрены отдельные формы отчётности, направляемые в Минобороны, ФСБ, ФАС и иные уполномоченные органы, с детализацией по изделиям, комплектующим, этапам производства и финансированию.
Ценообразование в рамках ГОЗ
Ценообразование в контрактах по государственному оборонному заказу имеет свои особенности и регулируется специальными правилами, отличающимися от обычных закупок по 44-ФЗ.
В рамках ГОЗ цена на продукцию или услуги формируется по утвержденным государственными органами методикам, которые учитывают специфику оборонной продукции, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, сложность производства и необходимость соблюдения требований безопасности.
В отличие от рыночного ценообразования, здесь цена не определяется конкуренцией, а подлежит обязательному согласованию с уполномоченными государственными структурами, что обеспечивает контроль над расходованием бюджетных средств и исключает возможность необоснованного завышения стоимости.
Такой механизм ценообразования помогает поддерживать баланс между эффективным использованием ресурсов и обеспечением высокого качества продукции, важной для национальной безопасности.
В рамках ГОЗ цена на продукцию или услуги формируется по утвержденным государственными органами методикам, которые учитывают специфику оборонной продукции, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, сложность производства и необходимость соблюдения требований безопасности.
В отличие от рыночного ценообразования, здесь цена не определяется конкуренцией, а подлежит обязательному согласованию с уполномоченными государственными структурами, что обеспечивает контроль над расходованием бюджетных средств и исключает возможность необоснованного завышения стоимости.
Такой механизм ценообразования помогает поддерживать баланс между эффективным использованием ресурсов и обеспечением высокого качества продукции, важной для национальной безопасности.
Часто задаваемые вопросы ( блог FAQ)
Можно ли заключить контракт с единственным поставщиком по ГОЗ без обоснования?
Нет, заключение контракта с единственным поставщиком в рамках государственного оборонного заказа требует обязательного обоснования. Обоснование должно содержать ссылки на нормы 44-ФЗ и 275-ФЗ, объяснять уникальность поставщика и невозможность проведения конкурентных процедур.
Как оформить закупку у единственного поставщика по ГОЗ в ЕИС?
В закупках по ГОЗ информация размещается в Единой информационной системе (ЕИС) только в случае, если закупка не содержит сведений, составляющих государственную тайну. В таких случаях размещаются извещение и контракт с соблюдением требований 44-ФЗ и 275-ФЗ.
Какие документы нужны для обоснования выбора единственного поставщика в ГОЗ?
Для обоснования закупки требуется подготовить документ с указанием оснований из 44-ФЗ и 275-ФЗ, описанием уникальности продукции или поставщика, подтверждением допуска к гостайне и пояснениями по невозможности проведения конкурентной процедуры.
Нет, заключение контракта с единственным поставщиком в рамках государственного оборонного заказа требует обязательного обоснования. Обоснование должно содержать ссылки на нормы 44-ФЗ и 275-ФЗ, объяснять уникальность поставщика и невозможность проведения конкурентных процедур.
Как оформить закупку у единственного поставщика по ГОЗ в ЕИС?
В закупках по ГОЗ информация размещается в Единой информационной системе (ЕИС) только в случае, если закупка не содержит сведений, составляющих государственную тайну. В таких случаях размещаются извещение и контракт с соблюдением требований 44-ФЗ и 275-ФЗ.
Какие документы нужны для обоснования выбора единственного поставщика в ГОЗ?
Для обоснования закупки требуется подготовить документ с указанием оснований из 44-ФЗ и 275-ФЗ, описанием уникальности продукции или поставщика, подтверждением допуска к гостайне и пояснениями по невозможности проведения конкурентной процедуры.