Автор статьи: Анастасия Ганичева, 09.12.2018
Уважаемые коллеги. Я веду семинары и консультирую по поводу раздельного учета в ГОЗ уже 3 года. Но 2/3 моих консультаций посвящены не раздельному учету, а бухгалтерскому, налоговому, управленческому учету, регламентации деятельности на предприятии, оформлении документов и т.д. Я решила периодически писать небольшие заметки на тему "Хорошо бы это было так". Возможно, в них я отвечу на множество вопросов, которых вы еще не задали. Или вы задумаетесь над вещами, которые казались вам очевидными.
Начну я с ответственности. Кто и за что несет ответственность на предприятии? За что вы получаете деньги и нагоняи от директора? Очень часто этот вопрос ставит нас в тупик. Руководство считает, что за любое действие, в котором присутствуют деньги, отвечает бухгалтерия. И поэтому бухгалтер должен придумать, как вытащить деньги с отдельного счета, как 80% прибыли превратить в 20%, как доказать военпреду, что стоимость материалов обоснована, и как, имея 50 человек на предприятии, сделать РКМ на 600 тысяч нормочасов. Это, безусловно, неправильно.
Что я советую сделать.
Я думаю, что большинство из вас сейчас закатили глаза «Директор слушать меня не станет». Знаете в чем дело… У нас была на предприятии та же самая ситуация. Когда мои просьбы воспринимались всеми как капризы. Но потихоньку все более или менее утряслось. Если каждый день говорить одно и тоже, привлечь аудиторов, нормативную документацию, отказываться подписывать документы, за которые вы не хотите отвечать, это приносит результат. Даже тяжелый камень становится возможным перевернуть.
Я желаю всем успеха и твердости духа!
Уважаемые коллеги. Я веду семинары и консультирую по поводу раздельного учета в ГОЗ уже 3 года. Но 2/3 моих консультаций посвящены не раздельному учету, а бухгалтерскому, налоговому, управленческому учету, регламентации деятельности на предприятии, оформлении документов и т.д. Я решила периодически писать небольшие заметки на тему "Хорошо бы это было так". Возможно, в них я отвечу на множество вопросов, которых вы еще не задали. Или вы задумаетесь над вещами, которые казались вам очевидными.
Начну я с ответственности. Кто и за что несет ответственность на предприятии? За что вы получаете деньги и нагоняи от директора? Очень часто этот вопрос ставит нас в тупик. Руководство считает, что за любое действие, в котором присутствуют деньги, отвечает бухгалтерия. И поэтому бухгалтер должен придумать, как вытащить деньги с отдельного счета, как 80% прибыли превратить в 20%, как доказать военпреду, что стоимость материалов обоснована, и как, имея 50 человек на предприятии, сделать РКМ на 600 тысяч нормочасов. Это, безусловно, неправильно.
Что я советую сделать.
- Сделать хорошую должностную инструкцию. Хорошую — это не скачанную с интернета, а написанную под обязанности персонально каждого сотрудника. И там зафиксировать, что он должен делать, и чего не должен. Помните, что бухгалтер не может нести ответственность за техпроцесс. Конечно, мы все его знаем. Но мы не можем составлять техкарты, разбираться в рабочей документации и выбирать поставщиков. Это — не наша работа.
- Сделать регламенты подготовки документов. Например, на основании каких данных составляются РКМ по 1138/19? Бухгалтер (или экономист) должен всего-навсего взять нормы материалов и ПКИ, которые ему предоставляют конструкторы или технологи, и аккуратно записать в табличку. Взять нормы трудоемкости, которые ему предоставляют нормировщики, и аккуратно записать в табличку. Взять согласованные БЭНы и сделать расчет. И подписать РКМ только в части расчетов! Все остальные данные — не его ответственность. Это ответственность конструкторов, технологов, ОТИЗа и директора. И это должно быть отражено в регламенте. И в должностной инструкции. Почему это в данном случае важно — если вдруг ваша прибыль будет выше запланированной, контролирующие органы будут проверять плановую цену. Вы хотите нести ответственность за завышение плановой цены, если она имела место быть?
- Помнить, что бухгалтерия — обслуживающее подразделение. Не предприятие для бухгалтера, а бухгалтер для предприятия. Диалог — наше всё. Но необходимо строго придерживаться определенных рамок. Рамки должны быть зафиксированы письменно в регламентах, инструкциях и приказах.
Я думаю, что большинство из вас сейчас закатили глаза «Директор слушать меня не станет». Знаете в чем дело… У нас была на предприятии та же самая ситуация. Когда мои просьбы воспринимались всеми как капризы. Но потихоньку все более или менее утряслось. Если каждый день говорить одно и тоже, привлечь аудиторов, нормативную документацию, отказываться подписывать документы, за которые вы не хотите отвечать, это приносит результат. Даже тяжелый камень становится возможным перевернуть.
Я желаю всем успеха и твердости духа!